Грамотность в современном мире

Грамотность как определённая степень владения навыками устной и письменной речи https://russkiypro.com/kak-pishetsya является одним из важнейших показателей культурного уровня человека. Это уровень владения знаниями и навыками в определённой области, а также способность их применять на практике.

Виды грамотности:

— коммуникативная (умения и навыки устной и письменной коммуникации, адекватное коммуникативное поведение в рамках учебной и профессиональной деятельности);
— культурная (интеграция интеллектуальной, практической и духовной составляющих);
— психологическая (способность к эффективному взаимодействию, использование психологических знаний и моделей поведения с различными категориями людей);
— информационная (стремительное обновление современных научных знаний обусловливает необходимость использовать огромные базы информации);
— терминологическая (освоение терминологии и категорий);
— компьютерная (появление современных информационных технологий предъявляет к современному человеку требование владения компьютерными технологиями для успешного осуществления учебной и профессиональной деятельности);
— визуальная (для визуализации больших объёмов данных способность к восприятию 3D изображений позволяет глубже понять изучаемые явления);
— научная (обусловлена современными научными ресурсами, использованием современных достижений науки);
— технологическая (современный уровень развития техники и аппаратуры, электронное образование, дистанционные формы обучения);
— медиаграмотность (способность использовать медиатексты, современные мультимедиа-средства);
— сетевая (внедрение сетевой инфраструктуры обеспечивает сотрудничество, доступ к исследовательским сервисам, базам данных);
— правовая (связана с повышением правовой информированности населения).

Саморазвитие как управление своим развитием

Проблемой саморазвития люди интересовались с древности. Например, Сократ (469-399 до н. э.) воспитывал в своих учениках готовность к дальнейшему саморазвитию. Он собирал большую аудиторию на афинских улицах, площадях, в гимназиях и вел со слушателями собеседования, состоящие из наводящих вопросов, отвечая на которые, собеседник самостоятельно делал выводы.

Проблема саморазвития является междисциплинарной, ее изучают разные науки: философия, педагогика, психология, социология и другие.

Саморазвитие можно рассматривать как процесс целенаправленной деятельности личности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим развитием и самосовершенствованием. Саморазвитие как процесс сознательного становления личности, способствует освоению нового опыта, реализации своих возможностей, осуществлению выбора в различных жизненных ситуациях. Результатом саморазвития как процесса самосовершенствования, является самореализация человека.

Ребенок — саморазвивающаяся, самодвижущаяся, самосовершенствующаяся система. Его внутренний мир — результат взаимодействия психики с окружающим миром. Формы саморазвития бывают и бессознательные (ориентация, подражание, копирование, приспособление), и сознательные (осознанное подражание, осознанное приспособление и самовоспитание как высшая форма).

Факторы, влияющие на саморазвитие:

Внутренние факторы, препятствующие саморазвитиюличности: отсутствие мотивации и направленности на саморазвитие; детские комплексы, психологические травмы; страхи; неуверенность в себе; низкий уровень знания о себе и ограниченный взгляд на окружающий мир; низкий уровень рефлексии и интеллектуальной активности; отсутствие четкого представление о своих возможностях, целях и желаниях; отсутствие физического и психологического благополучия; трудности в преодолении возрастных и личностных кризисов; неразвитая воля; потеря смысла своего существования.

Внешние факторы, препятствующие саморазвитиюличности: неблагополучные отношения в семье; с другими людьми; социальное давление; отсутствие социального одобрения; ценности человека вступают в конфликт с ценностями тех социальных групп, с которыми он взаимодействует; социальное неравенство; нестабильная социальная ситуация; экономические, социальные, культурные кризисы общества.

Внутренние факторы, способствующие саморазвитию: осознание необходимости саморазвития; направленность на саморазвитие; уровень знания человека о себе; четкое представление о своих возможностях, целях и желаниях; уверенность в себе; открытость новому опыту; успешное преодоление возрастных и личностных кризисов; физическое и психическое здоровье; систематические усилия по реализации своего развития; позитивные результаты саморазвития, вдохновляющие человека на новые и новые достижения.

Внешние факторы, способствующие саморазвитию: воспитание, формирующее ценность в саморазвитии; поддержка родных и близких; социальное одобрение; наличие здоровой конкуренции; ценности человека совпадают с ценностями тех социальных групп, с которыми он взаимодействует; трудности, которые требуют от человека мобилизации его ресурсов и преодоления себя; результаты саморазвития имеют социально значимую ценность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *